Дата рождения: 20 января 1910 г.
Дата крещения: 6 февраля 1910г.
Имя: Фредерике Виктория
Пол: женский
Отец: Виктор Геснер, к.к. инженер, католик
Мать: Фредерике Гертруда, урождённая Грeйпель, евангеличка
Имена бывают переменчивы и обманчивы. Малоизвестная шестидесятитысячная Опава - это Троппау, где в 1820 году Александр I, Франц I и кронпринц Фридрих-Вильгельм провели конгресс Священного Союза.
А Фредерике Виктория Геснер прославилась на весь мир под именем Джой Адамсон.

Фредерике Виктория (Джой Адамсон) со своей матерью Фредерике Гертрудой и сестрой Трауте
Pазветвлённый poд Геснеров жил в Тюрингии, Швейцарии, Австрии, Богемии и Моравии. Когда Джой Адамсон достигла всемирной славы, биографы заинтересовались историей её предкoв. И обнаружили, что цюрихский врач Конрад Геснер в XVI веке написал пятитомную энциклопедию мира животных "Historia animalium", а другую свою книгу, "De raris et admirandis herbis", снабдил собственноручными ботаническими рисунками. B честь Вильгельма Геснера, участника полярной экспедиции 1938-1939 годов, названа гора в Антарктиде.
Но особый интерес представляет предок Джой Адамсон, не носивший фамилию Геснер. Её прадед Карл Войзен был селфмейдменом. Он родился в прусской Силезии в скромной семье и в австрийскую Силезию приехал без гроша в кармане. Хотя немцами были почти все жители края, на него смотрели, как на чужака - он был пруссаком, а не австрийцем. Это не помешало ему добиться всего, чего он желал. Например, стать первым человеком в Опаве, купившим себе автомобиль. На открытых Войзеном предприятиях работало триста человек. После него остались вилла, плотина и бумажная фабрика, существующaя до сегодняшнего дня.
Говорят, Джой пошла в прадеда. И она однажды уехала в Кению без капитала и без малейшего представления о том, чем будет заниматься, а оставила после себя фонд с несколькими миллионами фунтов. От него же она унаследовала любовь к природе. Да и склонность к авантюризму. Карл Войзен в своё время дважды уезжал в Америку искать золото. Oн прожил 82 года. В 1919 г., когда Карл Войзен умирал, Фредерике Виктории было 9 лет. Он успел многому научить её в этой жизни, в том числе вещам, смысл которых она поняла только годы спустя.

Отец Фредерике Виктории Виктор Геснер был строительным чиновником. Всю Первую мировую войну он провёл на фронте и дослужился до полковника австро-венгерской армии. Человеком он был суровым и приучал своих дочерей к спартанскому образу жизни. Сыновей у Виктора не было. Он страдал от этого и пытался воспитывать Фредерике Викторию так, как если бы она была мальчиком. Называл её Фрицем и одевал в мальчишечью одежду. По воспоминаниям Джой Адамсон, наказания, которым её подвергал отец, граничили с садизмом. Но детская закалка помогла ей потом, когда она поселилась в местах, где температура достигала 45 градусов, и проводила целые дни верхом на верблюдe. Стройную и спортивную фигуру она сохранила до последних дней.

Распаду Австро-Венгрии Джой Адамсон посвятила в своих воспоминаниях скупые строки: "После окончания Первой мировой войны наш дом был уже не в Австрийской Силезии, а в Чехословакии. Мы всегда говорили по-немецки, и теперь вдруг чешский, которого никто из нас не знал, должен был стать нашим языком". До распада империи жители Опавы называли себя просто силезянами, не придавая особого значения тому, кто из них немец, а кто чех. Между собой они общались по-немецки (в 1921 г. городе жило 22 000 немцев и 8 000 чехов). Многие, в том числе родственники Фредерике Виктории, вступали в смешанные браки.
Фредерике Виктория ходила в немецкую школу, где чешский стал одним из обязательных предметов. Судя по оценкам, чешский давался ей довольно легко, но в совершенстве она не овладела этим языком никогда. Равно как и английским. Хотя все её книги написаны по-английски, это плод работы британских редакторов. Сама она писала, пользуясь немецко-английским словарём, а некоторые пассажи в черновиках предпочитала формулировать по-немецки и публиковать их английские переводы, сделанные профессионалами. На суахили Джой Адамсон разговаривала, не различая времён и не склоняя слова.
Ремарк назвал русских элитой бездомных. Русская трагедия затмила всё, что произошло с жителями других погибших империй. Но хотя распад Австро-Венгрии не стал цивилизационной катастрофой такого масштаба, как революция в России, судьбы миллионов подданых габсбургской монархии были трагически изломаны.
Многие родственники Джой Адамсон - Геснеры, Войзены, Грейпели - оказались в самом эпицентре чешско-немецкого конфликта, разгоравшегося с 1918 года и закончившегося изгнанием немцев в 1945-м. Одни из них женились на чешках, другие вступали в НСДАП и судетсконемецкий Фрайкорпус. В некоторых случаях это были одни и те же люди. Кто-то был убит в послевоенном хаосе, кто-то покончил с собой, не желая покидать родину. Судьбы некоторых неизвестны. Сегодня членов их рода можно встретить в разных странах, от Германии до США. Единственная родственница Джой Адамсон, живущая в Чехии - очень старая пани Ингрид Зобелова. Oнa одна из последних, кто называет себя чешскими немцами.

В Вене Фредерике Виктория училась то на медицинском факильтете, то в художественной школе. Работала же она фотомоделью. В те времена все называли Фредерику Фифи. Отношения с матерью наша героиня разорвала и жила с бабушкой. Только в 1970 году, когда Джой Адамсон было 60, а её матери - 82, они обменялись примирительными письмами.
Во втором браке героиня моего рассказа начала пользоваться именем Джой. Звучание имён Фредерике Виктория и Фифи Питеру не нравилось, и он дал ей прозвище, по-английски означающее "радость". Это имя она сохранила и после того, как встретила Джорджа Адамсона, своего третьего мужа, полуирландца-полушотландца, бывшего живой легендой кенийской саванны. К моменту их встречи брак с Балли зашёл в тупик.

"Рождённую свободной" перевели на 25 языков. Джой Адамсон написала и десяток других книг, а зародившееся в 60-х всемирное экологическое движение считало её своей духовной матерью.

Вирджиния МакКена, Джордж Адамсон, Билл Треверс и Джой Адамсон во время съёмок фильма "Рождённая свободной" (1966 г.)
Джорджу Адамсону было 83 года. Он принадлежал к поколению, верившему, что нужно нести бремя белых до самого конца.
И кто бы что ни говорил, я считаю, что мир, воспитавший Джой и Джорджа Адамсон, был лучше, чем наш.
via http://bohemicus.livejournal.com/39673.htm